История школы нашей –

часть истории нашей страны.

Перевернём истории страницы и

вспомним мы былые времена.

Школа! Как ты родилась и как росла?

 

Всему есть начало. Первые шаги и первое слово, первая азбука и первый учитель – важные моменты в жизни каждого человека. У истории станицы Дагестанской тоже есть свои первые «шаги», и один из них - «шаг к образованию» - первая казачья школа. Сейчас это муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №26.

В январе 2011 года исполнилось 147 лет со дня ее основания. Ни много, ни мало, а почти полтора века прошло с тех пор…Сегодня школы и другие образовательные учреждения гармонично вписываются в нашу повседневность, а ведь даже в начале прошлого века вызывали неподдельный восторг. Умением читать и писать ныне никого не удивишь, а вот еще полтора века назад грамотность была на особом положении. Тогда казаки были всерьез обеспокоены вопросом образования своих детей: организовывали казачьи школы и даже училища. Учеба в них не шла вразрез с традициями, наоборот, только укрепляла вековые устои. Переселившись, казаки думали не только о хозяйственном благоустройстве, но и об образовании детей.

Заметные перемены в народном образовании на Кубани пришлись на рубеж 60 — 70-х годов XIX века. Толчком к этому во многом послужила отмена крепостного права и окончание Кавказской войны. Тогда правительство утвердило «Положение о начальных народных училищах», главной задачей которых было распространение среди казачьего населения религиозных и нравственных постулатов, а также знакомство с некоторыми полезными сведениями. К открытию станичных школ наказной атаман граф Сумароков-Эльстон привлекал духовенство, атаманов, командиров бригад и полков. До него станичные школы были в плачевном состоянии. Он лично бывал в станицах, и на общественных сходах поддерживал мысль о заведении новых школ. Благодаря таким заботам графа, стали открываться школы во вновь образованных станицах. В мае 1863г. первые поселенцы Дагестанской стали обживаться на новом месте, и уже в ноябре этого же года на станичном сходе было решено обучать казачат. А начиналось всё так.

Год 1863, 7 ноября. Станичный сход казаков.

Атаман: «Господа, мы собрались здесь по очень важному делу. Получен Приказ №1370 от командира 26-го казачьего полка полковника Пистолькорса. Он серьёзно поставил вопрос об открытии во вновь образованных станицах школ. В Приказе говорится: «Плох тот казак, который не надеется стать атаманом. Но для того, чтобы им стать, надо знать грамоту, а для того, чтобы учиться, надо завести станичные школы». [3а ]

И уже «1 января 1864г. в станице Дагестанской была открыта станичная школа, которая помещалась в специально отведённом для того общественном деревянном доме. Школа находилась в ведении 26 полка Кубанского Казачьего войска и содержалась за счёт родителей учащихся мальчиков. По учебной и хозяйственной части школа подчинялась местному священнику Евграфу Покровскому. В школе был один учитель - урядник Митрофан Ерёменко, который имел «права преподавать науки». В 1864г. учились 16 детей, казаков-мальчиков, (в тот год в станице проживало 9 урядников, 240 казаков)». [ 1 ]

В школе в то время учебными предметами были Закон Божий, русский язык - 7 часов в неделю, арифметика – 6 часов, пение – 5, церковнославянский язык – 4, чистописание – 3часа. На эти предметы имелись учебные пособия, одобренные начальством. Азбука, арифметика Меморского, псалтырь – вот и все пособия в первые годы существования школы в станице. Значительное место отводилось умению «плавно и толково» читать Евангелие, знать молитвы, притчи, уметь писать без грубых орфографических ошибок письма, прошения, приказы.

В 1871г. школа была снабжена необходимыми книгами и учебными пособиями за счёт войска.

Кроме основных предметов, детей знакомили с семейными обязанностями, обычаями и обрядами. Для мальчиков наряду с остальными предметами преподавались верховая езда, строевая подготовка, плавание, гимнастика и военные упражнения. Особое место отводилось стрельбе. Этому мастерству обучали с двенадцати лет. Навыки владения оружием у мальчишек развивали еще и при помощи фехтования, к тому же это давало им возможность развиваться физически. Знакомили казачат и с местностью. Знание свойств рек: быстроты течения, глубины, свойств дна — облегчало переправу вброд и вплавь. Девочек обучали рукоделию, ведению домашнего хозяйства. Занятия по рукоделию состояли в обучении девочек вязанию и штопанью чулок, первоначальным приёмам шитья, починке платья и носильного белья.

Из поколения в поколение станичники передают воспоминания первых учеников школы: « Школяр являлся в обитель науки в праздничной одежде и с большим горшком каши. Наставник, приняв дары, - кусок шёлковой материи и медный ключ к дверям дальнейшей грамотности – гривну медных денег, ставил между невкусной умственной пищей вкусную пищу и погружал в недра символического яства ложку, а за ним - школяры. Когда же горшок до дна опустошали, его, пустой и звонкий, вешали на самый высокий кол плетня и с расстояния, указанного перстом наставника, разбивали. В школу ходили босые, неся в руках отцовы сапоги. В ближайшей луже мыли ноги, вытирали их лопухом, обували отцовы сапоги, потому что на урок нельзя было идти босиком». [2а ]

Но не все дети имели возможность посещать школы. Образование оставалось привилегией избранных семей казаков. Школ не хватало. Об этом выразительно свидетельствует отчет школьного инспектора за 1871 год: "Обстановка школ менее всего напоминает учебное заведение: одна и та же комната служит и классной комнатой, и кухней, и тут же, при моем посещении, производилась стирка белья, которое лежало на неуклюжих партах. Скверно обстояло дело и с составом учителей».[ 3а ]

Оценивались знания казачат так: надёжен, с дарованием, понятлив, слаб, ленив, остр, кроток, молчалив, непонятлив, без дарования.

Наказаниями или, как тогда говорили, «мерами к ускорению процесса восприятия материала» служили оставления без обеда, стояние на коленях, драньё за волосы и уши. В конце века перешли к цифровым оценкам: «слабо» — 1, «посредственно» — 2, «удовлетворительно» — 3, «хорошо» — 4, «отлично» — 5. Поведение оценивалось как «дурное», «заслуживающее строгого порицания», «не заслуживающее строгого порицания», «хорошее», «отличное» и определялось в соответствующих цифровых оценках.

В 1875 г оду в школе обучалось 12 мальчиков-казачат и 1 девочка, дочь урядника.

Грамотные люди ценились. Казаки уделяли обучению своих детишек особое внимание. На постройку первого здания школы жертвовали по 10 рублей серебром, и к 1879г. было построено новое здание школы с тремя классными комнатами. Постройка обошлась в 6 тысяч рублей.

Попечителем был богатый казак З.С. Колчанов, законоучитель – священник Н.Е. Ключанский, учитель Н.Д. Асеев. Учеников было 25: девочек – 7, мальчиков – 18.

В этом же 1879 году, в ознаменование 25-летия царствования императора Александра II, было открыто Дагестанское станичное 1-классное смешанное училище Майкопского отдела Кубанской области. К этому времени для станичных школ составлена была определённая программа.

Начальное образование делилось на одноклассное — двух-трехлетнее образование и двухклассное, дававшее более широкие знания. Состояло оно из двух ступеней и длилось четыре - пять лет. Начальные народные училища были внесословными учебными заведениями, в них допускалось совместное обучение мальчиков и девочек, а обучение было бесплатным. Все светские начальные народные училища передавались в ведение Министерства народного просвещения. Одноклассные станичные училища с трёхлетним курсом обучения давали минимум элементарных познаний: главнейших оснований веры и нравственности христианской, умение читать, писать и считать в пределах первых четырёх действий, а также усвоение некоторых полезных сведений.

В двухклассных училищах дополнительно преподавались естествознание, география и история России, геометрия, физика.

Благодаря общественной помощи, школа была сравнительно хорошо снабжена пособиями: имелись географические карты 2—3 наименований, классные счеты, картины по библейской истории, картины по ботанике, истории и др. В начале XX в. в школе появился глобус, некоторые физические приборы, компасы, «волшебные фонари» (современные эпидиаскопы), коллекции минералов. О развитии школы говорит и то, что имелась школьная библиотека с книгами для учеников и отдельно для учителей. Ежемесячно школьное имущество проверялось и по необходимости списывалось. «14.09.1916г. Школьного имущества исключено: а) из учительской библиотеки – на 3 руб., б) из ученической библиотеки – на 1 руб., в) учебников – на 18 руб., г) школьного инвентаря – на 2 руб., д) классных пособий – на 3 руб. Всего – на 27 руб.» [ 3в]

Учителями в казачьей школе Министерства просвещения работали в основном окончившие учительские и духовные семинарии. Материальное положение учителя было следующим: средний годовой оклад учителя в Дагестанской школе составлял в начале XX века в среднем 536 рублей, учительницы — 509 рублей. Заведующий училищем получал жалование – 600 руб., священник – 100 – 150 руб., учителя - от 360 – до 560 руб. Помимо этого приезжим учителям полагались квартирные - натурой или 120 руб., всем учителям выдавались деньги на содержание прислуги, т.е. «прислужные» - 60 руб., на отопление и освещение – натурой и 24 руб. Размер жалования зависел от выслуги. «На выслугу «пятилеток» засчитывается служба в школах «всяких наименований, всяких ведомств». Служба в частных школах и в гимназиях не засчитывается. Перерывы в службе, отпуск свыше четырёх месяцев должны быть выключаемы и в счёт на выслугу пятилеток не заносятся. Сведения должны совпадать с данными послужного списка и документальных данных о назначениях. Запись должна носить такой вид: 14л5м18дн. О законоучителях отмечается число лет их законоучительской службы. На основании данных начисляется размер 5-летней прибавки на будущий год из расчёта – каждая пятилетка равняется 60 рублям в год». [3в]

С 1871г. для учителей по инициативе графа Сумарокова – Эльстона Ф.Н. были организованы курсы и съезды. Эти съезды и курсы устраивались для ознакомления неподготовленных учителей с основными педагогическими положениями, с рациональными приёмами воспитания и обучения. Лица, побывавшие на съездах, получали свидетельства в том, что имеют нужные для начального народного учителя сведения.

В личном составе первых казачьих школ главное место занимал законоучитель. Им, как правило, был приходской священник. «Законоучитель обращал особое внимание обучаемых на толкование молитв, главнейших церковных песнопений и событий из священной истории. На уроках Закона Божьего воспитанникам объясняли смысл основных христианских заповедей, значение православных праздников и постов, сообщали сведения из Ветхого Завета. Законоучители придавали своему преподаванию практический характер, с каковою целью обращали серьёзное внимание на борьбу с распространенными в приходе суевериями».[4] Священнослужители «учили не развивать чревоугодие, укреплять мускулы, больше трудиться», обращали внимание на развитие ума, воли и сердца, воспитание совести. Духовность и высокую нравственность связывали с общей культурой, готовили воспитанников прочно стоять на земле предков и жить мудростью народной. Формировали в людях кротость, учтивость, благонравие, великодушие. Старались раскрывать детям положительное учение Православной Церкви в противовес раскольническим и сектантским нелепостям и бредням. Православная Церковь всегда была основным очагом культуры. «Она выполняла особую миссию не только в укреплении религиозно-нравственного состояния населения, но и в просвещении, через приобщение к учёбе, христианской литературе, культурному досугу». [ 5]

В первые годы существования школы в станице дети приходили на занятия неорганизованно, когда было время. В школу поступали в разном возрасте. Начало и конец занятий не были точно установлены. В 80-е годы обучение начиналось с 1 декабря, в день пророка Наума, который считался «помощником умственных занятий». Существовала пословица: «Один пророк Наум наводит на ум». С начала 20 века учебный год стал начинаться с 1 сентября, но случались задержки в связи с сельхозработами, и это отмечалось в отчётах. Так, в 1905г. занятия начались в октябре, в 1915г. – 15 сентября, в 1916г. – 28 сентября. В каждом классе ежедневное число уроков не должно было превышать четырёх. Нормальное количество уроков для каждого штатного учителя полагалось не менее 12, остальные оплачивались как дополнительные. Учебные занятия непрерывно в течение всего учебного года, кроме воскресных и праздничных дней, а также местных праздников, дней говения и каникул: зимних – с 22 декабря по 8 января, весенних - с Лазаревой субботы по Фомино воскресенье, и летних, продолжающихся не менее двух месяцев. По окончании учебного года перед летними каникулами проводили экзамены.

С 1906г. начало действовать школьное попечительство, способствующее работе и дальнейшему развитию школы. В отчётах специальным пунктом «Б» отмечалась деятельность попечительства. Так, «в течение 1916г. заседаний попечительства было 21. В полномочия попечительства входила ежемесячная проверка школьного имущества, списывание непригодных пособий, книг, инвентаря. Вёлся также строгий учёт пособий от казачьего войска, из местных источников, от казны. В итоге заполнялся документ: «Из сумм казённого пособия текущего года, ассигнованных на содержание училища, в течение отчётного (гражданского) года израсходовано 2300 рублей с разрешения Господина Инспектора за №3127 1916г.; имеется остаток от этого пособия в сумме - 0 руб., а с остатком прошлых лет – 52 руб.»[ 3в ] Попечительство проверяло приходно-расходную книгу ежемесячно, за исключением летних месяцев. Записи о проверке заверялись подписями членов Попечительства. В конце года подводились итоги, сколько израсходовано на содержание училища, наличие запасного капитала.

В 1911 г. в Дагестанском станичном 1-классном начальном училище обучалось 92 ученика: мальчиков – 67, девочек – 25.

Школа получала пособие от казачьего войска – 770 рублей, а из местных источников – 1111 рублей.

 

Размер школьного участка в те годы составлял 100 десятин, доход с него – 186 рублей.

 

В школе было 3 классные комнаты.

Почётный блюститель с 1908г. Могилянцев Степан Николаевич, казак станицы Дагестанской, «пожертвований не делает».

 

Личный состав служащих:

1.Семён Никифорович Морозов – заведующий училищем, крестьянин, образование домашнее. Работает с 1896г., в данной школе – с 1.09.1910г. 36л., ж. – 34г. Жалование – 420 руб. 3отделение: м. – 12, д. – 2.

 

 

В 1899г. посещал курсы по садоводству и пчеловодству при Вознесенской школе на свои средства. В 1901г. был на педагогических курсах в Екатеринодаре на пособие от войска в размере 25 рублей. В 1908 г. прошёл курсы по шелководству и пчеловодству в Тифлисе на пособие от войска – 100 рублей, а в 1911г. – сельскохозяйственные курсы в Анапе, пособие от войска – 40 рублей.

2.Белохвостов Михаил Иванович – священник, закончил Ставропольскую духовную семинарию, 1 законоучитель с 1.09.1904г., в данной школе с 1.09.1906г., 29 лет, сыну – 6лет. Жалование – 100руб.

3. Винеев Евстафий Фёдорович – иногородний, 2 учитель с 1.09.1908, с 1.09.1911г. , Майк. гор. учил., 29л., ж.- 24г., дочь – 4г., сыну – 2. Жалование – 560руб. 2 отделение: м. – 32, д. – 8.

 

4.Бредмений Митрофан Иванович – иногородний, 3 учитель с 1908г., с 1911г. Майк.гор.уч.,25 лет, не женат. Жалование - 560руб. 1отделение: м. – 23, д. – 15.

 

5. Бондаренко Иван Назарович крестьянин, 3 учитель, Майк. 6-кл. гор.уч., с 1899г., с 1.12. 1912г.. , жалование – 360 руб.

1915г. - Дагестанское станичное 2-классное смешанное начальное училище «4» инспекторского района Майкопского отдела (преобразовано в 1913г.) Классных комнат – 3.

Занятия начались 15 сентября в связи с уборкой урожая. Мальчиков обучалось в этот год 115, девочек – 31. Занятия проводились и с взрослыми казаками, 8 мужчин занимались вместе с детьми. Школа получала пособие на учебный год: от казны – 1400рублей, от войска – 1317 рублей, из местных источников – 2152 рубля. Доход со 100 десятин – 236 рублей. Всего – 5105 рублей.

Почётный блюститель училища с 1913г. – казак Лыхман Григорий Михайлович.

 

Личный состав служащих:

1.Слюсарев Александр Алексеевич – заведующий, казак, Майк. реальн. уч. «экз.» - звание. нач. учит. с 1904г., с 1.09.1914г., на курсах был, жалование – 600руб., отделение 3: м.– 20, д.– 3, 25 лет, ж. – 24., сын – 1год.

 

 

2.Стефанов Вячеслав Никитич – священник (1 законоучитель), Ставр. Дух.Сем., жалование – 150 руб., отделение 1-5, м. – 115, д. – 31.

3. Цыбульский Дмитрий Борисович – крестьянин (2 учитель, пение), Майк. 6-кл. гор.уч.,с 15.09. 1913г., жалование – 420 руб., отделение 4-5: м. – 16, д -6.

4. 4.Бондаренко Иван Назарьевич – крестьянин, 3 учитель, Майк. 6-кл. гор.уч., с 1899г., с 1.12. 1912г. , жалование – 360 руб., отделение – 1:м – 47, д – 13.

5.Слюсарева (урожд. Фингерман) Валентина Владимировна – казачка(4 учитель), ж.гимн., учительница нач.уч., с 1909г., с 1.12. 1914г., жалование – 360 руб., отделение – 2: м. – 32, д. – 9.

Учительница Слюсарева В.В. в 1916г. была командирована в г.Майкоп на курсы музыки и рисования. Пособие из школьной суммы получила 25 рублей.

6.Гранухин Афанасий Артёмович – казак (инструктор), 2 Куб.Пл.Бат., с 1911г., жалование -120 руб., отделение 1-5, м. – 84.

 

 

 

В 1916 году взрослых мужчин-казаков обучалось 13, мальчиков – 84, девочек – 53. Итого – 150 человек. Классных комнат – 4.

1917г. Дагестанское станичное 2-классное смешанное начальное училище. Почётный блюститель – Лыхман Григорий Михайлович, казак. Классных комнат – 4. Обучаются 151 человек: взрослые казаки – 6, мальчики– 80, девочки – 65.

 

Проведено 21 заседание школьного попечительства за год.

 

Личный состав служащих:

1.Слюсарев Александр Алексеевич – заведующий, казак.

2.Стефанов Вячеслав Никитич – священник (1 законоучитель).

3.Афанасов Никифор Карпович – крестьянин, 2 учитель, 2-х годичные пед. курсы при Майк. 6-кл. нач. училище, с 1910г., с 1.09. 1915г., жалование -420 руб., отделение 3: м. – 15, д.– 8; 26 лет, ж. – 19л.

4.Бондаренко Иван Назарьевич – крестьянин, 3 учитель.

5.Слюсарева Валентина Владимировна – казачка, 4 учитель.

6.Бутенко Мария Сергеевна – иногор., заместит. завед. уч., 8 кл. Майк. ж.гимн., с 1916г., пение.

7.Гранухин Афанасий Артёмович - казак, инструктор.

 

8.Бондаренко (урожд. Шутова) Александра Алексеевна - крестьянка, учительница рукоделия, с 1915г., жалование 100руб, отделение 1-5, девочки – 53.

9.Воробейчикова Надежда Петровна – крестьянка, 2 зам. уч.., 8 кл Майк. ж.гимн.

 

10.Алейникова Раиса Петровна - казачка, 3 зам. уч., 8 кл. Ставр. Епарх.ж. уч.

 

 

 

В первый год советской власти, в 1918г., в школе обучалось 100 человек, но 180 детей в школу не ходили.

 

1920 год - школу посетил писатель А.П. Гайдар, бывший в то время командиром взвода 142 стрелкового полка 14 дивизии.

1924 год - здание первой станичной школы сгорело. Это произошло зимой: от печки загорелась крыша. Но быстро отстроили из дубовых брёвен, без гвоздей новое здание.

1931 год - Дагестанская начальная 4 - летняя школа. Была организована пионерская организация. Первой пиоревожатой была Галина Дудина. Желающих вступить в пионеры было 25 человек из всех классов. Одной из первых пионерок была наша будущая учительница - Шевырёва Раиса Ивановна. Отряду было присвоено имя Крупской Н.К. В отряде было три звена.

1941 год - Школа переименована в Дагестанскую 7-летнюю школу.

Директор _Серков Александр Алексеевич, учителя - Соколов Николай Иванович, Седнёв Николай Петрович, Миронов Юрий Константинович - они ушли прямо из школы на фронт и погибли защищая Родину.

Всего погибло в ВОВ более 160 выпускников школы.

1956 год - школа была преобразована в Дагестанскую 7-летнюю школу № 8. Директор Самарский Алексей. Занятия велись в две смены. В была введена школьная форма, пионерский галстук или значок.

1958 год - школа была преобразована в Дагестанскую 7-летнюю школу № 11. В школе обучалось 152 ученика.

1962 год - школа была преобразована в Дагестанскую 8-летнюю школу № 45, обучалось 176 учеников.

1963 год - школа была преобразована в Дагестанскую 8-летнюю школу № 13.

1965 год - школа была преобразована в Дагестанскую 8-летнюю школу № 26.

Директор - Дударь Георгий Яковлевич

Завуч - Девятко Светлана Сергеевна.

1974 год - директор - Романько Александр Иванович,

завуч - Девятко Светлана Сергеевна.

1979 год - директор - Ольшанская Раиса Алексеевна,

завуч - Артыкова Лидия Васильевна

1986 год - директор - Артыкова Лидия Васильевна,

завуч - Девятко Светлана Сергеевна,

с 1988 года - завуч Романько Галина Васильевна,

с 2000 года - завуч Гапонова Светлана Сергеевна,

с 2008 года - завуч Полякова Людмила Ивановна

1997 год — Дагестанская восьмилетня школа № 26 переименована в основную общеобразовательную школу.

2000 год — школа переименована в Муниципальное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 26

 

Нашей школой можно гордиться и историей славной её. И спустя полтора века школа радушно распахивает двери детворе, теперь уже потомкам первых учеников казачьей школы.

 

 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz